Законспектируйте и выполните задания. 

Лексическое и грамматическое значения слов

Лексика - раздел науки, который изучает словарный состав языка с точки зрения его лексического значения.

Прочитайте следующие слова и попытайтесь определить, что у них общего.

Берёза, бабушка, ёлка, доска.

Правильный ответ: Грамматическое значение.

Чтобы это доказать, выделим окончание. 

У этих слов окончание -а-, оно показатель грамматического значения. Оно указывает на Ж.Р., ЕД.Ч., ИМ.П. Общие грамматические значения рода и падежа.

Необходимо запомнить: Грамматическое значение слова содержится в окончании.

Обратим внимание на еще четыре слова. Как вы думаете, что общего у них?

Помидор, капуста, баклажан, морковь

Правильный ответ: Лексическое значение.

 По какому признаку мы выделяем группы слов?

Правильный ответ: По грамматическому и лексическому значению.

Грамматическое значение слова – это абстрактное языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Грамматические значения характеризуют большие классы слов и выражаются не основой слова, а особыми формальными показателями (например, окончаниями, некоторыми суффиксами и др.). Слово обычно имеет несколько грамматических значений.

Грамматическое значение не индивидуально, поскольку оно принадлежит целому классу слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций. Некоторые частные грамматические значения могут меняться в слове в разных его грамматических формах (ср. изменение значения числа и падежа у существительных или времени в глагольных формах, тогда как лексическое значение слова остается у них неизменным).

Определим, какую роль играют лексическое и грамматическое значение слова в связной речи.

 Определите лексическое значение слов: Сосна, зелёный, стоит

Правильный ответ: Сосна - вечнозелёное хвойное дерево. Зелёный - цвет травы. Стоять – находиться, не передвигаясь, в вертикальном положении.

Лексическое значение известно. Можно эти три слова считать предложением?

Правильный ответ: Нет.

Как вы думаете, почему? Что нужно сделать с этими словами, чтобы получилось предложение?

Правильный ответ: Изменить окончание, по-другому сказать - изменить форму слова.

Получится предложение: Стоит зелёная сосна.

Выделите окончания, подчеркните члены предложения и определите их части речи, определите грамматические признаки слов в предложении (число, род, падеж и т.д.)

Лексическое значение слова – содержание сло­ва, отображающее в сознании и закрепляющее в нём представление о предмете, свойстве, процессе, явлении, признаке и пр., т.е. о реалиях окружающей действительности.

Если говорить простыми словами, то:

Лексическое значение слова — это то, что обозначает это слово. 

Если грамматическое значение содержится в окончании, то лексическое значение в корне.

Задания 

  1. Определите слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения.

а) Наружный твёрдый слой хлеба ж.р. ,ед.ч., и.п.

б) Передвигаться по воздуху: прош .вр. ,ед,ч., м.р.

в) Имеющий цвет неба: ед,ч, м.р., дат .пад.

г) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка: ж.р., ед.ч., им.п.

  1. Посмотрите на грамматические модели. Выпишите слова к указанным моделям и докажите, что сделали верно.

1 ряд - род(постоянный), число, падеж.

2 ряд - род, число, падеж

3 ряд - время, число, род, лицо

Снег, дождь, дуют, скользкий, пришла, замечательный, мороз, бодро, воды, был, горячий, подул, ветер, выпал, зима, коньки, лыжи, катался, долгожданный, тихо.

В учебнике Н.Г.Гольцовой (1 часть) на страницах 11-12 законспектируйте тему "Однозначность и многозначность слов". Выполните упражнение 4.

Ссылка на учебник: http://uchebnik-tetrad.com/russkij-yazyk-uchebniki-rabochie-tetradi/uchebnik-po-russkomu-yazyku-10-11-klass-golcova-chitat-onlajn#prettyPhoto